Инклюзия

Инклюзивное (от лат. include – включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования [5]. «Главной целью инклюзивного обучения является устранение любой дискриминации в образовательном процессе, обеспечение доступности образования для всех» [6].
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют в образовательной системе особый статус в связи со своей большей уязвимостью – они труднее встраиваются в образовательный процесс, им нужно больше времени, сил для обучения, им нужны специальные средства для перемещения (дети с ДЦП), восприятия (дети с нарушениями слуха, зрения), усвоения материала (дети с нарушением интеллекта). Таким образом, дети с ОВЗ нуждаются в специфической поддержке и длительном дополнительном сопровождении для достижения задачи получения адекватного образования и максимальной социализации ребенка в обществе.
При введении инклюзивного обучения целесообразно учитывать опыт стран, длительно существующих в условиях инклюзивного обучения, и особенности культурно-территориального контекста нашей страны. В данной статье мы рассмотрим основные моменты введения инклюзивного образования на примере разных стран.

  1. Наличие законодательного закрепления, учет инклюзивного образования в общегосударственном планировании.
    В США основы программы «Инклюжен» были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей-инвалидов в 1973 году. В скандинавских странах инклюзия закреплена на законодательном уровне: в Финляндии, Швеции, Дании право детей с особыми возможностями здоровья обучаться в массовых школах обеспечивается законом, причем в Дании создана национальная стратегия реализации инклюзивного образования. В Финляндии для внедрения инклюзивного обучения внесены специальные изменения в национальный учебный план, обеспечивающие интегрированного обучение лиц с ОВЗ в массовых школах [5]; законом закреплено создание дифференцированной среды обучения ребенка в зависимости от характера нарушения. Во Франции принят ряд законов, обеспечивающих создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде.
  2. Курация инклюзивного образования.
    В США закон об инклюзии предусматривает дополнительное финансирование специального образования в общеобразовательных школах. В Дании создан национальный ресурсный центр, который руководит процессом внедрения инклюзивного обучения, существует группа из представителей университетов страны, которая проводит исследования в области инклюзивного образования, следит за работой муниципалитетов в области внедрения инклюзивного обучения [5]. В Норвегии курируют систему инклюзивного обучения муниципалитеты (от них школы получают социальную и финансовую поддержку) [2]. Во Франции государство для обеспечения успешной адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде финансирует приобретение необходимых технических средств и оплату работы дополнительных специалистов [1].
  3. Обучение педагогов.
    В разных странах создаются центры, специальные курсы (краткосрочные и долгосрочные), проводятся мастер-классы по обучению педагогов работе с детьми с разными проблемами. Так, курс по обучению преподавателей по работе с детьми с ОВЗ разработан в Финляндии в Лапландском университете [7]. В Швеции в Университете есть обязательные курсы по специальному образованию для всех будущих учителей, в Норвегии такие курсы не обязательны, но любой студент может, обучаясь на педагога, выбрать курс по инклюзии. В Дании подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования осуществляется на основе курса углубленного изучения практических аспектов работы с учащимися с ОВЗ, однако для всех студентов, обучающихся по педагогическим программам, предусмотрен обязательный курс специальной педагогики. Обучение инклюзивному образованию ведется на основе практических курсов, в которых разбираются конкретные проблемные педагогические ситуации и регламентация действия учителей в случае их возникновения. В 2003 году в Италии было проведено обучение всех директоров и учителей школ по теме инклюзивного обучения. Особенность итальянского подхода в тесном взаимодействии системы образования и системы здравоохранения, учителя получают информацию от врачей, логопедов, психологов, социальных работников [1].
  4. Создание ресурсных центров.
    Как уже говорилось, в разных странах создаются центры по работе с детьми с ОВЗ и со взрослыми, участвующими в образовании этих детей. Так называемые ресурсные центры существуют при муниципалитете, реализуют сопровождение детей во Франции, скандинавских странах[1]. Они работают с детьми с ОВЗ и их родителями. В некоторых странах дети приходят на занятия в центры. В других специалисты из центра выходят в те школы, где реализуется обучение детей с ОВЗ в рамках массовых школ. Эти специалисты участвуют в совместной работе с педагогами общеобразовательных программ или проводят дополнительные уроки коррекционного плана детям с ОВЗ.
  5. Варианты реализации инклюзии.
    Процесс внедрения инклюзии реализуется в странах Европы по-разному. В Финляндии существует несколько вариантов. Например, в одном классе на 25 человек есть две группы учащихся – те, которые развиваются обычно, равномерно, и дети с ОВЗ. В классе работает два педагога, м.б. ассистент или специальный педагог. Есть вариант, при котором ребенок с ОВЗ поступает в школу по месту жительства, но с ним «работает команда специалистов (директор, учитель, специальный педагог, помощник учителя, медицинские сестры). Регулярно эта группа собирается для обсуждения проблем конкретного ребенка». Третий вид реализации инклюзии – создание специальных классов в рамках общеобразовательной школы, где работают специальные педагоги, ассистент (3-4 человека на класс), количество детей в классе не должно превышать 10 человек. В таких классах обучаются дети с тяжелыми, множественными нарушениями, каждый ребенок имеет свой индивидуальный план, по окончании школы они получают справку об окончании школы [1].
    В Швеции дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных школах, однако несколько часов в неделю в отдельной группе дети занимаются с коррекционным педагогом. В тех классах, где обучаются дети с ОВЗ, работают два педагога.
    В Норвегии при наличии ребенка с ОВЗ в общеобразовательном классе, на классе работает помощник. Школа определяет, какие специалисты должны участвовать в сопровождении каждого конкретного ребенка, учитывается индивидуальный подход. При возникновении проблем в ряде стран существует следующая практика: собирается совет специалистов, которые решают, как разрешить имеющиеся проблемы, вплоть до направления в больницу.
    В Дании ребенок имеет право обучаться по месту жительства, специалисты (специальные педагоги, логопеды, психологи и др.) направляются в школу для работы с таким ребенком от муниципальных органов. В Дании, так же как и в других странах, сочетаются два варианта инклюзии: обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательном классе или в группе (классе) таких же детей, но в среде общеобразовательной школы. Обязательным являются дополнительные занятия для детей с ОВЗ по специальным программам, для которых часто объединяют детей из разных классов одной школы [1].
    В США предпочтительным является обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе. Помещение ребенка в специальную школу возможно, но для этого должны быть серьезные основания [8].
    В Италии в 1977 году были приняты нормативы: в классе, реализующем инклюзию, — не более 20 детей, среди них 1-2 ребенка с особенностями развития; специальные педагоги работают в одной команде с обычными школьными учителями.
    Во Франции инклюзивное обучение реализуется через две формы: класс «школьной инклюзии», где ребенок учится вместе со здоровыми сверстниками, и «класс педагогической интеграции» — специальный класс для детей с ОВЗ под руководством специального педагога. Класс «школьной инклюзии», по мнению французских педагогов, эффективен для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, а для детей с нарушениями слуха и умственной отсталостью необходимо создавать классы педагогической интеграции, где дети обучаются по специальным программам. Ребенок из класса школьной инклюзии имеет дополнительные занятия со специальными педагогами [1].
  6. Проблемы:
    В Финляндии одной из проблем обучения детей с ОВЗ является отсутствие единой базы детей с ОВЗ, в результате часто оказывается, что дети попадают в реабилитационные центры довольно поздно, сенситивные периоды бывают пропущены.
    В Дании стремятся вовлекать всех педагогов массовых школ для обсуждения проблем детей инклюзивного образования, однако такая система находится в процессе формирования.
    Разработка методики инклюзивного образования и в Норвегии находится пока еще в начальной стадии.
    Во Франции основными проблемами инклюзивного образования является недостаточная обеспеченность кадрами, недостаточная разработанность методической базы. Характерным для общемировой практики является более мягкое оценивание результатов экзаменов учащихся с особыми образовательными потребностями.
    В некоторых странах (например, Норвегия) склонны завышать оценки, в других (например, Латвия) отмечена практика, позволяющая студентам с ОВЗ не сдавать экзамены на общих основаниях. [4]
    Таким образом, инклюзия – процесс, который развивается в общемировой практике, имеет многолетний опыт ошибок и удачных находок. В результате создания адекватной системы инклюзии возможно будет оптимальным образом развить способности ребенка с ОВЗ, создать для него систему социальных связей, компенсировать особые потребности, развить автономность [3].
    Для формирования инклюзивного образования на современном этапе должна быть система гибких мер, позволяющих подбирать ребенку оптимальное образование. Эти меры включают:
    1) Сочетание специального и инклюзивного образования, где специальное образование позволяет компенсировать особые потребности и развивать способности ребенка с ОВЗ, а инклюзия помогает создавать ребенку социальные связи, адаптироваться в современном обществе;
    2) Формирование комиссии по инклюзии, в состав которой войдут врачи, специальные педагоги, которая будет определять индивидуальный маршрут инклюзии каждого ребенка, в т.ч., вид инклюзии (частичная или полная), обеспеченность специалистами в рамках массовой школы, наличие дополнительных занятий;
    3) Право родителей на инклюзивное обучение ребенка с учетом заключения комиссии по инклюзии;
    4) Формирование ресурсов в рамках школы и медико-педагогических центров для обеспечения каждого ребенку с ОВЗ гибкой системой помощи; наличие в классе, где есть дети с ОВЗ двух педагогов – обычного и специального;
    5) Пересмотр системы инклюзивного образования с определенной регулярностью (раз в 2-3 года) для внесения изменений и дополнений в финансирование, порядок назначения данного вида образования. Этот пункт связан с большой вариативностью обучения и невозможностью заранее выработать стандарты, которые адекватным образом будут охватывать всех детей с ОВЗ;
    6) Взаимодействие системы образования с системой здравоохранения, обязательное наблюдение ребенка, находящегося на инклюзивном обучении, специалистами соответствующего профиля, так как только комплексная работа специалистов разных профилей позволит достичь положительных результатов в образовании детей с ОВЗ.